Автор: Поздняков Д. В. Реконструкция лица по черепу мужчины из мавзолея Карауыл-Кумбет
Археологическое исследование руинированного мавзолея на некрополе Карауыл-кумбет, расположенного на территории Мангистауского района производилось в 2018 году в рамках проведения научно-исследовательских работ. Исследование охватывает археологическую расчистку памятника, извлечение из погребальной ямы костей погребенного для радиоуглеродного анализа, проведение ДНК анализа, пластическую реконструкцию лица по черепу.
В ходе работ, найден скелет, принадлежавший, вероятно, мужчине 35-45 лет. Погребальный инвентарь отсутствовал. Предполагаемая датировка памятника – вторая половина XIV вв.- нач. XV вв. В данный предполагаемый период начиналась исламизация Золотой Орды, на территорию Западного Казахстана и Поволжья проникали представители мусульманского духовенства. Хорошее состояние костей и зубочелюстного аппарата, в свою очередь, подтвердили высокий социальный статус индивида. Таким образом, это либо человек знатного сословия, либо высокого духовного сана, который, вероятно, был родом с территории современных республик Средней Азии. Работы с костными останками проводились к.и.н. Е.П. Китовым.
На внешней стене мавзолея располагалась частично сохранившаяся арабографическая надпись, при расшифровке которой получились следующие слова: «Едиге… абер-бауар…? верховный би, бахадур был …». Предположительно это захоронение могло принадлежать известному золотоордынскому темнику Едигею, годы жизни которого совпадают с предполагаемой датировкой, хотя данное имя было широко распространено.
Однако радиоуглеродное датирование, сделанное в Белфасте, показало, что захоронение определяется ок. 1250 годом (XIII в.), из чего следует, что данная реконструкция лица по черепу и фигура Едигея (вторая половина XIV вв.- нач. XV вв.) между собой не связаны.
Источник: Китов Е.П., Поздняков Д.В., Китова А.О., Хохлов А.А., Кравцова О.А., Святко С.В. Отчет об исследованиях костных останков методами физической антропологии, генетики и радиоуглеродного датирования. Москва, 2018.