Top.Mail.Ru

Автор: Герасимов М.М. Скульптурный портрет П.П. Мельникова

Годы жизни: 1804 — 1880 гг.

Павел Петрович Мельников — строитель первой железной дороги Санкт-Петербург — Москва, почетный член Академии Наук, профессор Института инженеров путей сообщений, первый министр путей сообщения Российской империи. Получив техническое образование он был принят в 1822 году в Институт инженеров путей сообщений, который окончил в 1825 году и был оставлен на преподавательской работе по прикладной механике. В институте с 1826 по 1842 годы он работал с небольшими перерывами и ввел курс лекций о паровых двигателях, применительно к железным дорогам, на основе которых была выпущена первая в России книга «О железных дорогах» (1835 г.). Деятельность преподавателя у Павла Петровича сочеталась с активными изысканиями и составлением проектов по гидротехническим сооружениям на р. Волхов, Западная Двина и на Ладоге. С 1824 г. по 1853 ученый был начальником Северной Дирекции и техническим руководителем строительства Николаевской железной дороги. В 1855-1857 гг. Мельников возглавлял экспедицию по изысканиям и составлению проекта первой сети русских железных дорог Москва-Харьков-Севастополь с ветками на Одессу и Донбасс, протяженностью более 2500 км. С 1865 по 1869 годы Павел Петрович — министр путей сообщения. За время управления им путейским ведомством было сдано в эксплуатацию свыше 4700 км новых железнодорожных линий. Скончался Павел Петрович в 1880 году в своем имении в Любани Новгородского уезда, был похоронен в храме св. Петра и Павла, построенном по его настоянию специально для железнодорожных служащих.

В 1955 году в г. Любань был вскрыт склеп П.П. Мельникова под алтарем бывшей железнодорожной церкви. При осмотре был обнаружен скелет, двухчелюстной протез, обрывки мундира и эполет. Выявилось сильное прижизненное повреждение черепа: перелом скуловой кости, ее смещение и вдавление внутрь, что вызвало резкую асимметрию лица и деформацию свода черепа. Все зубы были утрачены, их заменил золотой протез с фарфоровыми зубами. Повреждения были единовременно получены в возрасте 40-45 лет, когда Мельников попал в катастрофу, получив удар колесом дрезины в лицо. Повреждение сказалось на внешности, и даже хорошо сделанный протез и бакенбарды полностью асимметрию лица не скрыли.

Герасимова М.М., Герасимова К.М. Михаил Герасимов: я ищу лица. О восстановлении внешнего облика исторических лиц. М., 2007. С. 110-114.