Top.Mail.Ru

Поздравляем с днём этнографа и 170-летием со дня рождения выдающегося путешественника, этнографа и антрополога Н. Н. Миклухо-Маклая

Дорогие коллеги! Поздравляем вас с днем этнографа и 170-летием выдающегося путешественника, этнографа, антрополога Николая Николаевича Миклухо-Маклая.

Отрывок из книги д. и. н., проф. Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Т. Б. Смирновой «Записки этнографички», в котором рассказывается о некоторых занимательных традициях празднования Дня этнографа.

I. День этнографа

Кто бывал в экспедиции, тот поет этот гимн. Кто бывал в экспедиции, тот отмечал День этнографа. Общеизвестно, что День этнографа празднуют 17 июля, поскольку 17 июля (5 июля по старому стилю) 1846 г. родился Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Очень удобно, надо сказать, родился. Угадал в точку. В июле практически все студенты исторических факультетов, где есть специализация по этнографии, согласно учебному плану выезжают в экспедиции и на этнографическую практику. И день рождения Маклая приходится аккурат на середину этой практики. Можно и отметить, и в этнографы первокурсников посвятить. Дело, как говорится, святое.

В каждом отряде складываются свои обычаи и ритуалы отмечания и посвящения, но существуют и общепринятые традиции. Это, например, категорический запрет в этот день работать, ряжение в нарядные и, желательно, чистые белье и одежду, праздничное застолье, обязательное распивание спирта и распевание гимна. В этот день проводится инициация первокурсников, включающая в себя распивание спирта и распевание гимна, проверку теоретических знаний и практических навыков полевой работы, клятву этнографа и т. д. Все это, как говорится, с шутками и прибаутками. Эту традицию — празднование Дня этнографа — ввел выдающийся ученый и гордость отечественной этнографии Рудольф Фердинандович Итс. Точная дата основания нам неизвестна, скорее всего, это произошло в 1960-х или в начале 1970-х. Традиция очень быстро покорила просторы нашей необъятной Родины, приобрела национальную и региональную специфику. Наиболее разнообразные формы празднования существуют в Питере, где, например, отмечают еще и «Миклуху-зимнего».

День этнографа и День археолога

Если с Днем этнографа все ясно и понятно, то происхождение Дня археолога, который отмечается 15 августа, неоднозначно. Существует множество версий о том, кто и когда ввел традицию отмечать профессиональный праздник наших братьев по отсутствию разума — археологов. Версий этих примерно столько же, сколько археологических культур, приведем наиболее популярные:

  1. Новгородская. Эта версия принадлежит академику В. Л. Янину: еще перед войной в Новгороде велись раскопки. В экспедициях сухой закон, пить можно только в чей-нибудь день рождения. Ребятам-археологам захотелось праздника, они пришли к руководителю экспедиции А. В. Арциховскому и говорят: «Сегодня большой праздник, день рождения Буцефала, коня Александра Македонского, надо бы отметить». Ну и отметили. Потом повод забылся, а день рождения Буцефала стал Днем археолога.
  2. Трипольская. Эта версия связана с днем рождения Татьяны Сергеевны Пассек,который как раз приходится на 15 августа (она родилась 2 августа по старому стилю 1903 г.). День рождения Пассек сначала широко отмечали в ее собственной экспедиции, а потом традиция отмечать 15 августа перешла в другие отряды. Произошло это в 1930-х гг., так как Т. С. Пассек возглавляла Трипольскую экспедицию с 1934 г. Кстати, в Украине День археолога — это государственный праздник, согласно Указу Президента от 06.08.2008 № 694.
  3. Ленинградская. Вообще-то в Питере есть несколько версий, но наиболее распространенная связана с именем В. И. Равдоникаса. Дата — начало 1930-х гг., место — Олений остров. В августе здесь холодно, а Владислав Иосифович был, мягко говоря, неравнодушен к выпивке, поэтому постоянно «согревался». И вот кто-то, абсолютно в духе того времени, написал донос, что экспедиция во главе с Равдоникасом пьянствует и ни черта не делает. Приехала комиссия, было это 15 августа, увидела соответствующую доносу ситуацию, и наказание было бы очень суровым, если бы находчивый Равдоникас не заявил, что «сегодня великий праздник, День археолога». Этой версии придерживался, в частности, А. Д. Столяр. Праправнук В. И. Равдоникаса Михаил считает, что рассказы о беспробудном пьянстве — это явный перебор, хотя у Владислава Иосифовича действительно был календарик, в котором каждому дню года соответствовал какой-нибудь праздник — от дня рождения Моцарта до дня возвращения Колумба в Европу. И только для 15 августа не нашлось вообще никакого повода. Эта ситуация была исправлена Равдоникасом и его коллегами рассылкой во все экспедиции и университеты телеграмм «Поздравляем с Днем археолога!». Якобы после этих телеграмм народ спохватился: «Оказывается, есть такой праздник!». Уже на следующий год его отмечали повсеместно.
  4. Пермская. О. Н.Бадер, в годы ссылки создавший Камскую археологическую экспедицию и продолжавший ее курировать после возвращения в Москву, рассказал своим московским коллегам, что в Перми есть традиция — отмечать День археолога 15 июля (в день рождения В. А. Оборина, который возглавил экспедицию после Бадера). Идея коллегам понравилась, но так как июль уже прошел, было решено отметить День археолога 15 августа. Отмечается с 1956 г., поэтому эту версию можно назвать «позднепермской». Есть еще несколько версий (московская, связанная с именем В. А. Городцова, новосибирская — с именем А. П. Окладникова и др.), которые аналогичны ленинградской и основаны на легализации несанкционированного пьянства. Везде и всегда именно в этот день. Таким образом, единого мнения по поводу даты 15 августа нет. Мы склоняемся к трипольской версии. Во-первых, есть точная дата дня рождения Т. С. Пассек. Это вам не Буцефал. Во-вторых, по времени ее день рождения начали праздновать раньше всего, и не просто как день рождения, а именно как День археолога. Поскольку трипольская экспедиция была «кузницей кадров», эта традиция легко могла разойтись по всей стране. И, в-третьих, из чувства женской солидарности.

День этнографа и Омский университет

Из Ленинграда традиция отмечать 17 июля перекочевала в Томск, а уже из Томска в Омск ее привез Н. А. Томилов. Это было в 1974 г., когда был основан Омский государственный университет, а рядом построен «преподавательский дом», и молодые, талантливые, но скитавшиеся по общагам ученые приехали в наш город, вместе с багажом старейшего в Сибири университета. Н. А. Томилов не просто механически перенес традицию. Он ввел практику «съезжих праздников»: в День этнографа маршруты всех отрядов (С. Н. Корусенко и А. Г. Селезнев возили «татарские» отряды, М. Л. Бережнова — «русские», я — «немецкие», И. В. Лоткин — «латышские», Г. М. Патрушева — «шорские», Л. И. Шаргородский — «селькупские» и т. д.), разбросанных от Урала до Енисея, сходились в одном месте. Праздник стал масштабным. Он ввел новый праздничный напиток — «грог». Так как народу собиралось много (в те годы на практику выезжали 50 первокурсников, плюс экспедиции старших курсов), в целях экономии спиртного бутылка коньяка выливалась в ведро чая, кипящего на костре. Он ввел массовую рассылку телеграмм тем коллегам, кто не мог присутствовать лично. Сейчас, в эпоху сотовых телефонов, легко созвониться или отправить СМС, поэтому особым шиком считается все-таки отбить телеграмму. Праздничный бланк, замысловатый текст, обратный адрес от Владивостока до Торонто — это стильно! Но о телеграммах — следующая история.

День этнографа и программная статья В. А. Тишкова

В 1992 г. «съезжий» День этнографа проходил в деревне Второвагай Вагайского района Тюменской области. Ну, все собираются, все идет по плану, подготовка к празднику полным ходом: стол, напитки, конкурсы, концерт. И тут появляется Бережнова. А надо знать Марину Леонидовну — там, где она, там жди диверсии. Вот и на этот раз, МЛ,ехавшая из Омска и получившая наказ привезти «чего-нибудь почитать», не детектив привезла, не Кинга и не новый любовный роман (традиционный для чтения вслух в экспедициях репертуар), а свежий номер «Этнографического обозрения». В праздничной суматохе журнал был засунут под дальний спальник, но на утро, в силу полной невозможности поднять экспедицию из горизонтального состояния, было решено устроить коллективное прочтение Журнала. Инициатива принадлежала АГ, который (редкий случай) не хотел кушать, а голод — главный мотив, который может его погнать по информаторам. В этом сытом и лежачем положении АГ начал чтение самого первого номера «Этнобоза» (до этого 60 лет была «Советская этнография»). Открывала Журнал программная статья Валерия Александровича Тишкова (Тишков В. А. Советская этнография: преодоление кризиса // ЭО. 1992. № 1. С. 5-20).

Из нее мы узнали, что:

  1. «В нашей науке кризис, и это хорошо. Надо освободиться от груза прошлого и закатать в асфальт Ю. В. Бромлея, по примеру американских коллег, которые сделали это с Ф. Боасом.» Это был шок. Можете себе представить силу удара, учитывая то обстоятельство, что на дворе 92-ой год, В.А. еще никто из нас не знал, а воспитаны мы были на отечественной классике.
  2. «Есть такое слово «примордиализм»». Слово понравилось, потому что оно было созвучно нашему внешнему утреннему виду («У Вас лицо примордиальное») и быстро вошло в повседневный обиход («Сударыня, Вы какие напитки предпочитаете в это время суток? — Примордиальные, сударь»; «Запах прямо примордиальный, надо пойти помыться» и т. д.).
  3. «Мы — это члены профессии» (Тишков В.А. Указ. соч. С. 6, 7, 10, 16). Без комментариев, почти все они принадлежали АГ, который даже запятую может так от комментировать, что цензура не пропустит, не говоря уже о многозначных словах. Полисемия коварна. Например, одна дама, филолог, профессор, очень старенькая и ужасно заслуженная, буквально сорвала собственную лекцию, заявив, что она на нее опоздала, потому что «сильно и очень качественно трахнулась прямо на крыльце университета». Студенты свалились под парты в состоянии тихой истерики. Почему ВА употребил это определение по отношению к сравнительно недавно попавшему в его подданство профессиональному сообществу, мы не знаем. Возможно, он считал, что этнографы — это узко, этнологи и антропологи — преждевременно, а все вместе перечислением — длинно, но впоследствии он так больше не говорил. А нам так понравилось!
  4. «Отечественные этнографы перестали ездить в поле». Вот это номер! А мы тогда где? Сейчас никто из нас по поводу этого обвинения даже бы не почесался, потому что в результате смены парадигм поле вокруг нас, рядом с нами и даже внутри нас, а к бабкам в деревню ездят только реликтовые позитивисты. Но тогда, в начале 90-х, когда чем дальше в глушь мы забирались, тем были круче, когда уже за три месяца до экспедиции мы доставали из-под кровати рюкзаки и ставили их на видное место — тогда мы этот тезис восприняли как признак полного, просто полнейшего отсутствия понимания того, что происходит в нашей науке. Поскольку нужно было срочно проинформировать главу этой самой науки о том, что этнографы в поле ездить не перестали, было решено отправить Тишкову телеграмму. Поздравить с профессиональным праздником прямо из полей. А так как в бурных дискуссиях по поводу программной статьи время летело быстро, и было уже 20 июля, вспомнив генерала Драгомирова, текст сочинили следующий: «Третий день пьем Ваше здоровье». И подпись: «Члены профессии» (на этом особо настаивал АГ). Второвагай был такой дырой, что даже телеграф там отсутствовал, поэтому нашу телеграмму передавали в райцентр по телефону. Слышимость была соответствующей месту. «Члены! – орала телефонистка в трубку, – Что тут непонятного? Члены! Члены профессии!». 17 июля следующего 1993 г. телеграмма с текстом «Год пьем Ваше здоровье» и аналогичной подписью была отправлена из деревни Секменево Большереченского района Омской области. В дальнейшем в тексте менялось только количество лет и населенные пункты, от Ханты-Мансийского АО до Талды-Курганской области Республики Казахстан. Последняя, пятая (юбилейная) телеграмма была отправлена из д. Большие Мурлы. Потом, не чувствуя ответной реакции, мы переключились на какие-то другие хулиганства и безобразия. А реакцию хотелось увидеть, не будем скрывать. Но какой она была (а она таки была!) мы узнали только в 2001 г., когда наша кафедра и Институт этнологии выполняли совместный проект по гранту Сороса и мы, познакомившись лично с В. А. Тишковым, рассказали ему эту историю. А Вы помните, Валерий Александрович? Ведь мы уже 20 лет пьем за Ваше здоровье!

Т. Б. Смирнова. Записки этнографички // Антропология академической жизни: междисциплинарные исследования. Т. 2. Отв.ред. — Г. А.Комарова. М., ИЭА РАН. 2010. С. 297-302.

Источник: Сайт Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН