Top.Mail.Ru

Антропологическая фотография в цифровом мире

В Вестнике археологии, антропологии и этнографии ИПОС РАН опубликована статья Лейбовой Н.А. и Лейбова М.Б. с подробным описанием необходимого инструментария цифровых фотокамер и методикой антропологической съемки.

Жизнь среди цифровых технологий отразилась на методах визуализации антропологического материала. Арсенал антрополога расширился благодаря цифровому 3D-сканированию, компьютерной томографии, микротомографии. Эти методы обладают огромным научным потенциалом, однако их массовое применение ограничено высокой ценой и слабой разработанностью дальнейших измерительных процедур на основании полученных цифровых копий объектов. Поэтому традиционная фотография как метод регистрации и документации антропологических материалов не потеряла своего значения и в наши дни. Однако в литературе нет конкретных методических указаний относительно того, как получить снимки достойного качества для проведения морфологического описания останков.

С точки зрения фотографического съемочного процесса костные останки делятся на три группы: кости скелета, череп, челюсти и зубы. Съемка отдельных частей скелета, цель которой — документация, фиксация особенностей морфологии, относится к категории постановочной стендовой съемки. Для ее успешности требуется правильная организация съемочной площадки, в которую входят такие элементы, как штатив со штативной головкой, предметный стол, задник с фоном, источники света, камера и объектив.

Фотография черепа является одним из видов первичной научной документации, неотъемлемой частью полноценного краниологического исследования, а также может использоваться в процессе графической реконструкции лица по черепу и в исследованиях по геометрической морфометрии. При съемке черепа базовая программа включает пять норм: фронтальную, левую латеральную, вертикальную, окципитальную и базальную. Левая латеральная норма может быть заменена на правую в случае частичного разрушения левой части черепа.

Перед съемкой череп тщательно очищается, реставрируется, вставляются в альвеолы выпадающие зубы (обычно фронтального отдела), чтобы максимально точно восстановить окклюзию. Для этих целей лучше накладывать поверхностные жгуты с лингвальной стороны либо крепить зубы на ювелирную мастику, твердые разновидности скульптурного пластилина или многоразовые клеящие материалы (подушечки), т.к. они легко снимаются, не оставляют следов на костной ткани и зубах, не разрушают их. Также лучше заранее соединить и зафиксировать нижнюю челюсть с черепом.

Фото черепа в основных нормах:
а — фронтальная; b — латеральная; с — вертикальная; d — базальная; е — окципитальная. «Мишень» указывает точку, в
которую направлена оптическая ось объектива. Параметры съемки: Фотоаппарат NIKON D800 FX, объектив Nikon 24-
120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor, размер кадра в пикселях 7360×4912, ISO 400, диафрагма 22, выдержка 0.625 сек,
фокусное расстояние объектива 120 мм. Расстояние до объекта 150 см. Съемка выполнялась со штатива.

При съемке черепа расстояние от камеры до объекта должно составлять 1,0–1,5 м для нормального объектива (с фокусным расстоянием 60 мм) и 1,5–2,0 м для «портретного» телеобъектива (фокусное расстояние 105 мм). Приближаться к объекту на малые расстояния нельзя — возникают нелинейные искажения объекта и нарушаются его естественные пропорции. По той же причине нельзя использовать широкоугольный объектив или выводить зум в зону широкоугольника (фокусное расстояние меньше 50 мм).

Одонтологическая съемка. С фотографической точки зрения съемка зубов и фрагментов челюсти относится к разряду макросъемки. Размеры объектов: от нескольких сантиметров до 5–10 мм. В этом случае применяют макрообъективы с предельным полем зрения 1:1. Остро стоит и вопрос резкости, поэтому нужно работать на максимальных значениях диафрагмы (А), а чтобы исключить сотрясение камеры, использовать дистанционный пульт управления для нажатия спусковой кнопки или автоспуск с задержкой не менее 5 секунд. При съемке зеркальной камерой лучше использовать режим предварительного поднятия зеркала.

Фото второго нижнего моляра (левого) в основных нормах:
а — окллюзионная; b — мезиальная; с — дистальная; d — вестибулярная; e — лингвальная; f — апикальная.

Съемку зубов необходимо вести с надежного штатива и исключить возможные источники вибраций. Свет при съемке зубов должен быть боковым, в противном случае принципиально важные детали поверхности зуба исчезнут. Лишними будут кольцевая фотовспышка на объективе фотоаппарата и софт-бокс, снижающий общий контраст мягкого изображения. Лучше смоделировать освещение с помощью отражателя (лист серебристой фольги или белой бумаги). Подчеркнуть рельеф особенно важно при съемке окклюзионной (жевательной) поверхности зуба. Фотографирование зуба выполняется в шести нормах: окклюзионной, мезиальной, дистальной, вестибулярной, лингвальной, апикальной. На съемочном столе отдельные зубы и фрагменты челюсти удобно закреплять с помощью специальной ювелирной мастики или других материалов, не оставляющих следов.

Постобработка цифровых фотографий включает перепись отснятого материала с карты памяти фотоаппарата на специально предназначенный для фотосъемок внешний диск с сохранением первичного, генерированного камерой, имени файла и просмотром отснятого материала, для выявления лучших дублей и бракованных фотографий. Лучшие кадры следует просмотреть снова и обрезать лишний фон, убрать из кадра части служебного оборудования-подставки, отражатели. Дальнейшая обработка может включать фильтрацию шума, повышение резкости, выравнивание или замену фона. Все операции лучше производить с дубликатами. Программное обеспечение, необходимое для обработки цифровых изображений, хорошо разработано и доступно (например, инструменты фирмы Adobe). Однако, приступая к съемке, лучше потратить больше времени на постановку света, фона, выбор экспозиции и сделать кадры, требующие минимальной постобработки.

Подробнее см. статью: Лейбова Н.А., Лейбов М.Б. Антропологическая фотография в цифровом мире // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. №4 (59). С. 132-146.