Антропологическая фотография в цифровом мире
В Вестнике археологии, антропологии и этнографии ИПОС РАН опубликована статья Лейбовой Н.А. и Лейбова М.Б. с подробным описанием необходимого инструментария цифровых фотокамер и методикой антропологической съемки.
Жизнь среди цифровых технологий отразилась на методах визуализации антропологического материала. Арсенал антрополога расширился благодаря цифровому 3D-сканированию, компьютерной томографии, микротомографии. Эти методы обладают огромным научным потенциалом, однако их массовое применение ограничено высокой ценой и слабой разработанностью дальнейших измерительных процедур на основании полученных цифровых копий объектов. Поэтому традиционная фотография как метод регистрации и документации антропологических материалов не потеряла своего значения и в наши дни. Однако в литературе нет конкретных методических указаний относительно того, как получить снимки достойного качества для проведения морфологического описания останков.
С точки зрения фотографического съемочного процесса костные останки делятся на три группы: кости скелета, череп, челюсти и зубы. Съемка отдельных частей скелета, цель которой — документация, фиксация особенностей морфологии, относится к категории постановочной стендовой съемки. Для ее успешности требуется правильная организация съемочной площадки, в которую входят такие элементы, как штатив со штативной головкой, предметный стол, задник с фоном, источники света, камера и объектив.
Фотография черепа является одним из видов первичной научной документации, неотъемлемой частью полноценного краниологического исследования, а также может использоваться в процессе графической реконструкции лица по черепу и в исследованиях по геометрической морфометрии. При съемке черепа базовая программа включает пять норм: фронтальную, левую латеральную, вертикальную, окципитальную и базальную. Левая латеральная норма может быть заменена на правую в случае частичного разрушения левой части черепа.
Перед съемкой череп тщательно очищается, реставрируется, вставляются в альвеолы выпадающие зубы (обычно фронтального отдела), чтобы максимально точно восстановить окклюзию. Для этих целей лучше накладывать поверхностные жгуты с лингвальной стороны либо крепить зубы на ювелирную мастику, твердые разновидности скульптурного пластилина или многоразовые клеящие материалы (подушечки), т.к. они легко снимаются, не оставляют следов на костной ткани и зубах, не разрушают их. Также лучше заранее соединить и зафиксировать нижнюю челюсть с черепом.
При съемке черепа расстояние от камеры до объекта должно составлять 1,0–1,5 м для нормального объектива (с фокусным расстоянием 60 мм) и 1,5–2,0 м для «портретного» телеобъектива (фокусное расстояние 105 мм). Приближаться к объекту на малые расстояния нельзя — возникают нелинейные искажения объекта и нарушаются его естественные пропорции. По той же причине нельзя использовать широкоугольный объектив или выводить зум в зону широкоугольника (фокусное расстояние меньше 50 мм).
Одонтологическая съемка. С фотографической точки зрения съемка зубов и фрагментов челюсти относится к разряду макросъемки. Размеры объектов: от нескольких сантиметров до 5–10 мм. В этом случае применяют макрообъективы с предельным полем зрения 1:1. Остро стоит и вопрос резкости, поэтому нужно работать на максимальных значениях диафрагмы (А), а чтобы исключить сотрясение камеры, использовать дистанционный пульт управления для нажатия спусковой кнопки или автоспуск с задержкой не менее 5 секунд. При съемке зеркальной камерой лучше использовать режим предварительного поднятия зеркала.
Съемку зубов необходимо вести с надежного штатива и исключить возможные источники вибраций. Свет при съемке зубов должен быть боковым, в противном случае принципиально важные детали поверхности зуба исчезнут. Лишними будут кольцевая фотовспышка на объективе фотоаппарата и софт-бокс, снижающий общий контраст мягкого изображения. Лучше смоделировать освещение с помощью отражателя (лист серебристой фольги или белой бумаги). Подчеркнуть рельеф особенно важно при съемке окклюзионной (жевательной) поверхности зуба. Фотографирование зуба выполняется в шести нормах: окклюзионной, мезиальной, дистальной, вестибулярной, лингвальной, апикальной. На съемочном столе отдельные зубы и фрагменты челюсти удобно закреплять с помощью специальной ювелирной мастики или других материалов, не оставляющих следов.
Постобработка цифровых фотографий включает перепись отснятого материала с карты памяти фотоаппарата на специально предназначенный для фотосъемок внешний диск с сохранением первичного, генерированного камерой, имени файла и просмотром отснятого материала, для выявления лучших дублей и бракованных фотографий. Лучшие кадры следует просмотреть снова и обрезать лишний фон, убрать из кадра части служебного оборудования-подставки, отражатели. Дальнейшая обработка может включать фильтрацию шума, повышение резкости, выравнивание или замену фона. Все операции лучше производить с дубликатами. Программное обеспечение, необходимое для обработки цифровых изображений, хорошо разработано и доступно (например, инструменты фирмы Adobe). Однако, приступая к съемке, лучше потратить больше времени на постановку света, фона, выбор экспозиции и сделать кадры, требующие минимальной постобработки.
Подробнее см. статью: Лейбова Н.А., Лейбов М.Б. Антропологическая фотография в цифровом мире // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. №4 (59). С. 132-146.