Мог ли «Золотой человек» быть женщиной?
В 1969 году группой советских учёных под руководством археолога Кемаля Акишева был обнаружен уникальный археологический комплекс иссыкского могильника. Курган Иссык входит в этот комплекс и располагается в 50 км восточнее от г. Алма-Аты. Одно из самых известных захоронений – «Золотой человек» – по официальной версии представляет собой останки сакского воина в одежде из золота. Однако пионер казахской антропологии в 1960–1970 гг. Ноэль Жумабаевич Шаяхметов в 1970 году провел первичный осмотр захороненного и заявил, что, вероятнее всего, в кургане похоронена женщина.
В статье журнала Tengrinews проливается свет на историю исследования «Золотого человека».
По исследованию Ноэля Шаяхметова отмечалось, что череп обнаруженного индивида был поврежден при раскопках: отсутствовали носовая кость и носовой шип, поэтому провести антропологическую реконструкцию оказалось невозможным. Также у скелета отсутствовали кости правой ноги. Они, со слов археологов, были утеряны в суете первого дня обнаружения захоронения.
Главной целью антропологической экспертизы являлось определение пола и возраста. Ноэль Жумабаевич сообщил археологам, что скелет принадлежал молодой женщине моложе 16 лет и ростом до 160 см. Однако дальнейших научных исследований останков он не проводил, т. к. выводы медика-антрополога не совпали с гипотезой археологов, которые представляли «золотого человека» сакским воином, царем, участвовавшим в сражениях. Для окончательных выводов были необходимы научно-лабораторные исследования, составление соответствующего акта и протокола, но это не было сделано.
По официальной версии останки захороненного в Иссыкском кургане индивида были направлены на экспертизу к антропологу О. Исмагулову. Он дал предварительную устную характеристику останков как скелета юноши 16–18 лет, однако сам же отмечал, что у него было недостаточно времени для более детального анализа. После этого останки оказались утерянными на многие годы.
В 2013 году сотрудникам заповедника-музей «Есік» удалось обнаружить потерянные кости, которые долгие годы по неизвестным причинам лежали в коробке для фотобумаги в здании судмедэкспертизы Алматы. При этом потерянными оказались часть тазовой кости и череп.
Директор музея-заповедника «Есік» Гульмира Мухтарова рассказала о новых исследованиях и выводах специалистов. По ее словам, большинство антропологов сходятся во мнении лишь в вопросе возраста «золотого человека» (16–18 лет). Однако принадлежность к тому или иному полу все еще не достигла единогласия. Например, А. О. Китова в своей статье склоняется к тому, что останки принадлежат молодому мужчине. Хрупкое телосложение объясняется в научной литературе по-разному. Одни связывают субтильность скелета с аристократическим происхождением. Другие считают, что при жизни он не имел значительной физической нагрузки. В то время, как Е.П. Китов настаивает на том, что это была девушка. При возможностях физической антропологии сегодня по зубам и тазовым костям можно установить половую принадлежность, но эти значимые элементы отсутствуют, поэтому вопрос остается открытым.
В погребальном инвентаре «золотого человека» найдено более 4 тыс. золотых бляшек и многие другие предметы, такие как бусы, серьги, различные сосуды и серебряная чаша с надписями. Можно предположить, что в мужское захоронение скорее положили бы конскую упряжь и больше предметов вооружения. Более 30 исследователей из различных стран пытались прочесть надпись на серебряной чаше. В 2018 году тюркогол и кипчаковед А.Н. Гаркавец опубликовал исследование, где в расшифровке надписи фигурирует фраза «дева-воин». Склоняет чашу весов в пользу женской природы погребенного и головной убор, напоминающий саукеле – женский головной убор.
В 2015 году образцы фаланг пальцев отправили в университет Копенгагена, но воссоздать геном не представилось возможным по причине малого содержания ДНК в кости (0,3%). В 2019 году аналогичные исследования попытались провести специалисты алматинской лаборатории Института общей генетики и цитологии. Осмотр костей показал, что они полностью непригодны для палеогенетического анализа. Больших успехов удалось достичь в датировке останков. Радиоуглеродный анализ показал, что они могут относиться к IV–III вв. до н. э. В 2022 году образцы посуды из захоронения отправили на радиокарбонный анализ в Вильнюс, где было установлено, что они относятся к V–IV вв. до н. э. Вполне возможно, что захоронение является более ранним, чем считалось и относится не к раннему железному веку, а, скорее, к уйсунскому периоду.
Источник: Tengrinews
Ссылки: