В геномах двух средневековых гэлов нашли мутации, которые вызывают множественные остеохондромы
Группа ученых из Ирландии и Северной Ирландии исследовала останки двух мужчин, раскопанных в гэльско-ирландском средневековом могильнике Баллиханн (графство Донегол). Самые ранние захоронения погребального комплекса относятся к концу VII — началу VIII века н. э., однако большинство останков датируются периодом между XIII и серединой XVI вв. По словам исследователей, в некрополе в основном покоились останки гэльского населения, относившегося к низшим слоям средневекового общества.
Палеогенетиками были исследовали останки двух гэлов, которых нашли во время раскопок некрополя. В геномах обоих мужчин обнаружились независимо возникшие мутации в гене EXT1, которые привели к развитию множественных остеохондром. Множественные остеохондромы (экзостозы/ костные шпоры) представляют собой наследственное аутосомно-доминантное заболевание, для которого характерны многочисленные костные выросты. Они появляются из-за нарушения развития эпифазарного росткового хряща и последующего разрастания костно-хрящевых образований. Обычно множественные остеохондромы развиваются на метафизах длинных костей, например, на верхних частях большеберцовой и малоберцовой костей, на нижней трети бедренной кости, на нижнем конце предплечья и на верхнем конце плеча. В большинстве случаев причина возникновения множественных остеохондром кроется в мутации, появившейся в генах EXT1 и EXT2.
Видимые или пальпируемые остеохондромы могут присутствовать у человека с самого рождения, однако обычно они развиваются в течение первых 10 лет жизни. Постепенно их развитие приводит к утолщению метафизов, замедлению роста костей и развитию деформаций, например, вальгусных деформаций коленных суставов и лодыжек.
Согласно статистике, в которую могут не входить случаи с легкой формой, распространенность этого заболевания 0,9–2 случая на 100 тысяч человек. Исключения составляют коренные жители о-ва Гуам – народ чаморро – уровень заболеваемости примерно 100 случаев на 100 тысяч человек, и северные оджибве из Канады — около 1310 случаев на 100 тысяч.
На костях гэлов нашли ряд патологий, среди которых ученые обратили внимание на множественные остеохондромы. Радиоуглеродный анализ показал, что первый мужчина, умерший в возрасте 30–40 лет, жил в 689–975 гг., а второй мужчина жил в 1031–1260 гг. и умер в возрасте 18–25 лет. Исследователи также отметили, что первый мужчина при жизни был среднего роста — около 166,8 см, в то время как второй мужчина оказался заметно ниже — лишь 158,3 см.
После анализа ДНК, в геноме первого мужчины была найдена миссенс-мутация, которая ранее встречалась как минимум у трех человек. В геноме второго мужчины оказалась другая мутация, которую ранее у пациентов не находили, хотя ее существование прогнозировали. Также, согласно анализу главных компонентов, геномы образовали единый кластер с другими шотландскими и ирландскими образцами. Мужчины оказались носителями разных митохондриальных гаплогрупп, но одной и той же Y-хромосомной гаплогруппы, которая очень распространена на северо-западе современной Ирландии.
Ученые не нашли в геномах индивидов идентичных по происхождению сегментов (IBD), исходя из чего, они сделали выводы, что вряд ли эти люди приходились друг другу родственниками. Молекулярные подтверждения диагноза в пределах одного древнего сельского контекста удивительно разобщены, учитывая наблюдение кластеров этого заболевания в современных изолированных популяциях и частоту мутаций «de novo» всего 10%.
Источник: Еuropean Journal of Human Genetics, N+1